Спрятать колонку

Могила Одина (статья)

Могила Одина

Мифология и геология

Знакомо ли вам имя Одина? Нет? Даже не интересуясь специально историей и культурой Скандинавии и временем варягов, вы, вероятно, вспомните песнь варяжского гостя из оперы "Садко" Н.А. Римского-Корсакова: "О скалы грозные дробясь, стремятся с ревом волны... велик наш бог Один..."

Боюсь, что знания об этом божестве для большинства из нас тем и ограничиваются. До недавнего времени автор в этом отношении не составлял исключения - до тех пор, пока не заинтересовался всерьез одним из островков в Балтийском море, примечательным ныне тем, что он необитаем, в недавнем прошлом - тем, что входил в число секретных объектов, а еще ранее - лишь тем, что ничем особенным не отличался.

Однако, оказывается, вот уже скоро 1000 лет над ним витает дух великого божества. Odensholm - островок Одина, верховного бога древних скандинавов: согласно легендам, именно здесь находится его могила.

Жизнь и гибель божества

Что за странность?

На огромной территории Скандинавии - от Исландии (бог Один и известен в значительной мере из исландских саг) до Лапландии (где он получил воплощение в шаманских культах) не нашлось места для могилы верховного божества помимо малоизвестного островка на Балтике? Да подобных островов там, будь то в шхерах Швеции и Норвегии или в Аландском архипелаге в Ботническом заливе, десятки и сотни. Тем не менее могилу Одина связывают именно с этим. Очевидно, для этого должны быть весьма веские причины. Разгадать их частично помогают история и филология.

О смерти узнать легче, зная о жизни (пусть и мифической). В скандинавских наскальных изображениях эпохи бронзы эквивалента Одину еще не существует, надписи с именем Одина появляются в различных местах Балтийского мира в VI-VIII веках. Следы верований в бога Одина сохранились в названиях водоемов и гор Скандинавии. Превращение Одина в верховного бога связывают с укреплением военных союзов и значимости военных дружин, поэтому он и стал богом войны. Ему приписывают и верховную мудрость, и покровительство скальдам, знание рун и преданий. Множество славных деяний при его участии описывается в исландских сагах - "Старшей Эдде" и "Младшей Эдде". Примечательны указания на то, что Один участвовал в поднятии земли - ну, кто же, как не великан и не верховное божество, мог вывести такую громадную тяжесть из-под воды?

Для нашего сюжета наиболее важны последние эпизоды жизненного пути Одина. На этот счет в скандинавской мифологии имеется особое сказание - Рагнарек, повествующее о гибели богов (а значит, и всего мира). Гибель богов следует за последней их битвой с хтоническими чудовищами (как видим, и богам приходится бороться с чудовищами, и как ни всесильны боги, и они бывают обречены на гибель).

Солнце "чернеет", звезды падают с неба, земля сотрясается, гудит и дрожит мировой ясень, вода заливает землю. Предшествуют ли все эти природные неистовства последней битве богов (как в "Прорицании вельвы") или следуют за ней (как в "Младшей Эдде"), для нас не столь значимо. Важно, что они с ней неразрывно связаны. Связаны мировые катаклизмы и гибель богов. А что же еще могло одолеть всесильных?

Однако когда же это происходит?

Согласно средневековой традиции, королевские роды Дании и Британии ведут свое происхождение от богов, в частности от Одина. Так, автор начала XIII века Саксон Грамматик в "Деяниях датчан" уже представляет Одина одним из древнейших королей. К XII веку относят сход со сцены Одина, деяния его сыновей. Соответственно, можно и "похоронить" Одина примерно к этому времени.

Но почему именно на острове Оденсхольме? В скандинавском регионе и тем более в Исландии много запоминающихся "божественных" мест (недаром и сохранила их топонимика). Нет - по-видимому, могила
Одина должна была быть если не затерянной и забытой, то далекой и загадочной для потомков.
Удаленный и одиночный остров в море для этого вполне подходит.

И почему бы и здесь не довериться топонимике: "Оденсхольм" - островок Одина. Но дальнейших свидетельств, пожалуй, филология представить не сможет. Тут приходится обратиться к палеогеографии и геологии.

Поднимающийся из глубин

Что же представляет собой остров, куда предки скандинавов помещали могилу Одина? Чем примечателен этот кусочек суши в природном отношении? Какие ландшафтные признаки могли бы выделять его в качестве могилы Одина - верховного бога, обладавшего необычайным могуществом?

Может быть, это остаток вулкана? Или какое-то нагромождение диковинных скал с острыми вершинами и глубокими пропастями? Или хотя бы торчащий над морской поверхностью причудливого вида утес?

Нет, нет и нет!

Это всего лишь небольшой островок площадью около восьми квадратных километров, безлесный, ныне не обитаемый, по большей части занятый галечными береговыми валами и мелководными лагунными озерами. Никаких экзотических ландшафтных мотивов. Никаких поражающих воображение скалистых выступов или иных монументальных природных образований. Хоть бы какой-то метеоритный кратер, как на соседних островах Эстонского архипелага...

Но, может быть, тысячелетия тому назад остров выглядел существенно иначе, и по его нынешнему виду обманчиво судить о его облике в прошлом? В том-то и дело, что как раз представить, каким был остров тысячу-полторы тысячи лет тому назад, очень несложно. История его возникновения путем постепенного поднятия из вод Балтики "записана" в покрывающих остров береговых валах и насчитывает она едва ли более 2,5 тысяч лет, когда скальная спина его начала подниматься над гулявшими над ней морскими волнами в виде отмели. Тысячелетие тому назад это был даже не остров, а островок всего несколько километров в поперечнике, окруженный банками и мелководьями, над которыми он возвышался всего на 3-4 метра. И вот сюда-то, на этот неприметный, невыразительный клочок суши в 8-10 километрах от материка современной Эстонии древние скандинавы поместили могилу своего верховного бога? Это кажется невероятным, необъяснимым. Единственное, что на первый взгляд могло бы быть истолковано в пользу легендарных верований, так это нахождение островка на пути древних датчан в Балтике. Ведь именно датчанами основан в XII веке Таллин ("датский город"). Да еще неприметность и удаленность островка от мест деятельности самого Одина и местообитания вознесших его на свой Олимп жителей Южной

Скандинавии вместе с Данией и Исландией.

Трудно признать все это достаточным, чтобы считать сказание о могиле Одина здесь имеющим реальные основания. Или же придется допустить, что мифология в данном случае, как и, по-видимому, во многих других, не более чем мифология.

Кажется, мы зашли в тупик в попытке соединить детали мифа с географической реальностью, и писать более не о чем. Однако, коль скоро было начало, должно быть и продолжение. И возникло оно (пока, правда, лишь в одной голове) еще до того, как автор узнал о том, что остров Осмуссаар (а именно так уже много веков называется остров, о котором идет речь) - это бывший Оденсхольм, могила бога Одина.

Четверть века тому назад

И тут надо вернуться ровно на четверть века назад. Именно тогда, в конце 1976 года, не только автор, но и большинство жителей скандинавских стран и их соседи узнали о существовании острова Осмуссаар. С 1940 года он входил в пограничную зону СССР, гражданского населения на нем практически не было, а использовался остров как военный форпост на западных рубежах державы. И если что-то об острове после Отечественной войны и стало известно, так это беспримерный героизм морского гарнизона острова, который глубокой осенью 1941 года в течение шести недель защищал остров, сражаясь против во много раз превосходящих сил противника и значительно позже того, как немцы овладели материковой частью Эстонии.

Двадцать пять лет тому назад название острова вдруг замелькало на страницах советских и зарубежных газет в связи с тем, что вблизи его берегов произошло сейсмическое событие. Весьма умеренное по силе и не вызвавшее разрушений, оно, наверное, осталось бы незамеченным, но были причины, которые этому препятствовали.

Зарубежные газеты, в первую очередь шведские, объявили, что Советский Союз произвел на Балтике подводный атомный взрыв. Опровержения советской стороны не помогали: слишком велики были страх перед мощью атомного колосса и недоверие к нему. Действовала и вульгарная логика: в той части Балтики никогда прежде землетрясений не отмечалось. Помогли финские сейсмологи. Тщательно обработав записи близких сейсмических станций, они легко удостоверились в чисто природном характере события. Отголоски "атомной" версии до сих пор витают в Эстонии, хотя совместными усилиями международного сообщества сейсмологов этот вопрос давно выяснен окончательно.

Ну, случилось землетрясение около острова и что из того следует для нашего сюжета? Если хотите, ничего. Если хотите, напротив, нечто важное, хотя и не решающее.

Мы помним, что, согласно мифам, битва богов с хтоническими существами и победа последних сопровождались грозными стихийными событиями, землетрясениями и затоплением суши (цунами?) в том числе. Сам сюжет битвы и гибели богов навеян - порожден именно подобными апокалиптическими для наших предков природными событиями.

Слабого землетрясения, подобного Осмуссаарскому 1976 года, тут явно недостаточно. Но до 1976 года никому и в голову бы не пришло обсуждать вообще возможность проявления здесь земных катаклизмов. Ныне ситуация, если прислушаться к владеющим новыми знаниями специалистам, совсем иная. С каждым годом все надежнее подтверждается проявление в прошлом в разных частях Скандинавии, и в восточной Балтике в частности, сильнейших сейсмических событий. В Швеции, например, во многих местах сильные землетрясения оставили явные следы на скалах после того, как люди бронзового века (1800 г. до н.э. - 500 г. н.э.) избороздили их поверхности своими рисунками (петроглифами). Почему подобные события не могли иметь место и у берегов современной Эстонии и Финляндии? Но это, так сказать, теоретическая основа, некая абстрактная возможность допущения земных переворотов в регионе в целом и на острове.

Для серьезной научной гипотезы о связи могилы Одина (в верованиях древних скандинавов) с островом Оденсхольм этого недостаточно. Нужны конкретные геологические (палеогеографические) указания.
И, представьте, таковые имеются!

От рассуждений к фактам

Хотя всерьез с этой точки зрения остров Осмуссаар до сих пор не изучен, некоторые основания могут быть приведены.

Бывшая пограничная и потому закрытая, зона понемногу приоткрыает свои природные особенности. Ныне достаточно взять подробную батиметричесую карту побережья (а такие карты есть в открытой продаже в обычных книжных магазинах - дожили!), чтобы распознать рядом с островом Осмуссаар и параллельно ему с востока очень крутой и протяженный, совершенно не характерный для остальной части Балтики подводный склон-уступ высотой до 60-80 метров. Образно говоря, этот уступ у острова - не что иное, как сейсмический шрам, след на земле (на дне моря) мощнейших землетрясений, которые не могли не потрясать до основания и массив соседствующего острова, даже тогда, когда он таковым еще не являлся.

И тут землетрясение 1976 года, оказывается, имеет, несмотря на свою вполне умеренную силу, принципиальное значение. Шведский сейсмолог Р. Слунга (в отличие от шведских журналистов, он с самого начала не сомневался в том, что речь идет о естественном землетрясении, а не о взрыве атомного заряда) установил механизм этого землетрясения по параметрам сейсмических записей. Иными словами, Осмуссаарское землетрясение 1976 года возникло не случайно и не в случайном месте, оно свидетельствует, как теперь ясно, о развитии сейсмотектонической структуры на дне моря в непосредственной близости к острову и в наше время. По существу, это событие можно и нужно рассматривать в качестве уменьшенной модели прежних не сравнимых с ним по масштабам сейсмических событий, в этой структуре рождавшихся.

Но и на самом острове остались следы древних событий - надо только суметь их различить в расположении береговых валов, окаймляющих его. Они содержат указания на разыгравшуюся здесь когда-то драму. Во всяком случае, на взгляд автора (впрочем, и во всем сюжете сквозит именно видение автора).

Специально этими валами пока никто не занимался, никто их не картировал, не прослеживал (не сделал этого пока и автор). А свой взгляд, однако, имеет. Можно сказать - верхоглядство, а можно определить как взгляд сверху. С самолета. Имеются и соответствующие снимки. Такое многого стоит: можно долго ползать по земле и не увидеть того, что бросается в глаза при взгляде с расстояния.

Эти следы без некоего геологического переворота не объяснишь. Суша и море на периферии этого клочка земли, мирно уживавшиеся тысячелетия, вдруг во внезапной вражде исказили лицо мирного островка, и потом начался какой-то новый этап их сосуществования. Он продолжается и до сих пор, словно бы ничего и не было. Было! Великий (для малого островка) переворот разразился внезапно, быстро прошел, и его геологическая жизнь спокойно потекла снова - как прежде.

Великое землетрясение встряхнуло остров и воды зыбучие вокруг так, как на памяти многих поколений до того и после не бывало. Однако неужели сильное землетрясение не оставило более следов? Вероятно, масштабные следы ждут исследователей на прилежащем к острову с востока крутом подводном склоне. Как говорится, концы в воду, а точнее - начала под водой.

Остаются вопросы

Во-первых, вопрос хронологии. Следы в системе валов, о чем я говорил, по предварительным оценкам возникли около середины 2,5-тысячелетней истории существования острова, то есть, вероятно, в веке XII.

В начале XIII века Один и другие боги этого пантеона уже предстают королями. Один как персонаж верований и мифов скончался раньше. Островок, где разыгралась, скорее всего в XII веке, природная драма, находился на краю тогдашней ойкумены древних датчан. Удивительно ли, что они и погребли верховного бога там, где природный катаклизм, скорее всего на глазах древних датских мореплавателей в их пути на восток, создал подобающий просцениум для битвы богов и хтонических чудовищ в рушащемся в падающем в хаос мире.

Великий бог Один мирно спит уже восемь столетий на земле, попеременно считавшейся датской, шведской, немецкой, эстонской, русской - и, наконец, снова эстонской. А дух его, от национальности свободный, витает над продолжающим неостановимо подниматься островом. Да ведь этому сам Один - воитель и земли подниматель, и положил начало.

Обычно популярные сюжеты и очерки следуют за научными исследованиями и законченными разработками. Во всяком случае, так до сих пор происходило у автора. Этот сюжет, однако, появился в обратной последовательности. Научная работа на острове только еще предстоит. Но теперь, если не успею сам, ее могут продолжить другие...

Андрей Никонов

"Знание-сила" Номер 12/00

Ворон
10/08/2009 - 10:47
# 1

начало было интересное. окончание убило же все

Лунный Пёс
Островок, где разыгралась, скорее всего в XII веке, природная драма, находился на краю тогдашней ойкумены древних датчан.

Никонов силен в выводе Smile
край ойкумены находился в Византии, Северной Африке, но никак не на Балтике. научпоп, но красивый Smile

----------------------------------------------

live free or die...

Лунный Пёс
10/08/2009 - 12:25
# 2

Ворон, согласен. Были же известны , по крайней мере, два пути (я имею ввиду Русь) - из Варяг в Греки и , опять же из Варяг в Арабы (это уж если верить К.Л. Егорову) Smile

Аттила
10/08/2009 - 12:48
# 3

Нда. Так я и не понял на чём основывает автор свои построения. Laughing out loud

----------------------------------------------

"Песня цикады не скажет,
Сколько ей жить осталось"
Джером Сэлинджер «Тедди»

Лунный Пёс
10/08/2009 - 12:55
# 4

Автор сводит свои умозаключения к землетрясению на Осмуссаар.

Аттила
10/08/2009 - 12:58
# 5

Лунный Пёс
Автор сводит свои умозаключения к землетрясению на Осмуссаар.

И названию острова. Это весьма весомые аргументы. Smile В огороде бузина, а в Киеве дядька.

----------------------------------------------

"Песня цикады не скажет,
Сколько ей жить осталось"
Джером Сэлинджер «Тедди»

Лунный Пёс
10/08/2009 - 13:12
# 6

А, кстати, как переводится Осмуссаар?

Лунный Пёс
10/08/2009 - 13:12
# 7

А, кстати, как переводится Осмуссаар?

Аттила
10/08/2009 - 13:16
# 8

Я в эстонском не силён. Smile
А автор пишет лишь:

"Оденсхольм" - островок Одина.

----------------------------------------------

"Песня цикады не скажет,
Сколько ей жить осталось"
Джером Сэлинджер «Тедди»

Лунный Пёс
10/08/2009 - 13:28
# 9

А мне дык, в древнеисландском Holm - слышится русское - холм, то бишь, холм, курган?
В каком языке заимствования?

Аттила
10/08/2009 - 13:49
# 10

Лунный Пёс
В каком языке заимствования?

Фасмер пишет:
GENERAL: I, род. п. -а́, народн. холо́м, род. п. холма́ (см. Шахматов, ИОРЯС 7, I, 305), укр. холм, др.-русск. хълмъ, ст.-слав. хлъмъ βουνός, ὄρος (Остром., Еuсh. Sin., Супр.), болг. хълм (Младенов 673), сербохорв. ху̑м, род. п. ху́ма, словен. hòlm, род. п. hólma, чеш. chlum, .слвц. chlm, польск. Сhеɫm, Cheɫmno и т. п., в.-луж. khoɫm, н.-луж. chóɫm.
ORIGIN: Заимств. из др.-герм. *hulma- (др.-сакс., англос. holm "высота, холм", др.-исл. holmr "островок", ср.-нж.-нем. holm "остров"); см. Бернекер I, 410 и сл.; Уленбек, AfslPh 15, 485; Пайскер 61; Стендер-Петерсен 263 и сл.; Мейе -- Вайан 77; Кипарский 179 и сл. Неприемлемы попытки объяснить *хъlmъ как исконнослав. с помощью ссылок на *šelmъ (др.-русск. шеломя "холм"), вопреки Ягичу (AfslPh 23, 537), Брюкнеру (KZ 48, 194; AfslPh 42, 138; Sɫown. 178), Ильинскому (ИОРЯС 20, 4, 142), Микколе (Ursl. Gr. I, 177).
TRUBACHEV: [См. еще Мошинский, Zasiąg, стр. 158; Курилович, SSS, стр. 34. -- Т.]

Ссылка на этимолгический словарь Фасмера:
Фасмер

----------------------------------------------

"Песня цикады не скажет,
Сколько ей жить осталось"
Джером Сэлинджер «Тедди»

Stulka
10/08/2009 - 21:41
# 11

похоронить
К XII веку относят сход со сцены Одина, деяния его сыновей. Соответственно, можно и "похоронить" Одина примерно к этому времени.

что-то здесь не то. Smile
для смертного он жил как-то слишком долго, а для бога умер слишком рано, да и тело имел материальное.
Лунный Пёс
в древнеисландском Holm - слышится русское - холм, то бишь, холм, курган?

в совр исландском hólmi - небольшой остров.

----------------------------------------------

Тараканы - это первое, что приходит в голову…

Erik
10/08/2009 - 22:27
# 12

Лунный Пёс
А, кстати, как переводится Осмуссаар?

Osmussaar - "saar" переводится с эстонского "остров", a "Osmus(s)" это уже имя, получается "остров Осмусса" Smile
хотя лучше названия не переводить ))

Лунный Пёс
11/08/2009 - 04:47
# 13

Stulka
что-то здесь не то. Smile
для смертного он жил как-то слишком долго, а для бога умер слишком рано, да и тело имел материальное.

В принципе, библейские персонажи тоже долгожители, а Материальное тело "божественности" не помеха, взять того же Августа.
Erik
хотя лучше названия не переводить

А мне нравится. Smile Есть в этом некий романтичный шарм.

Ворон
12/08/2009 - 11:40
# 14

Stulka
что-то здесь не то
для смертного он жил как-то слишком долго, а для бога умер слишком рано, да и тело имел материальное.

мне кажется, что это попытка приплести к теории конец Эпохи Викингов. ушла эпоха - ушли Боги

----------------------------------------------

live free or die...

Stulka
12/08/2009 - 19:09
# 15

Ворон
мне кажется, что это попытка приплести к теории конец Эпохи Викингов. ушла эпоха - ушли Боги

это понятно.
но материальную могилу зачем же сюда привлекать? Laughing out loud

----------------------------------------------

Тараканы - это первое, что приходит в голову…

Ворон
14/08/2009 - 13:54
# 16

чтобы сделать статью и идеи привлекательной для большинства людей: популяризация, максимальное упрощение и собственные выдумки.
только одно дело это вот такая "популяризация", а другое книги Жюля Верна, как другого популяризатора науки.

мне вот какая сторона вопроса интересна.
есть ли благо в таких статьях, а не только профанация. может ли такая подача и домыслы заставить человека обратиться к источникам, заинтересоваться вопросом, что-то поискать?

----------------------------------------------

live free or die...

Аттила
14/08/2009 - 14:27
# 17

Ворон
есть ли благо в таких статьях, а не только профанация.

Блага в этом нет.
Ворон
может ли такая подача и домыслы заставить человека обратиться к источникам, заинтересоваться вопросом, что-то поискать?

Лишь единицы после прочтения подобного захотят это проверить и ещё меньше людей будут трезво оценивать последующую и эту инфу, у большинства же будет установка через которую они будут воспринимать узнанное в дальнейшем(установка по типу сфальсифицированной истории). Так мало того что будут в это верить, так ещё и понесут свет знаний другим людям, хотя большинству людей это всё по барабану, но там услышал, там прочитал, отложилось.

----------------------------------------------

"Песня цикады не скажет,
Сколько ей жить осталось"
Джером Сэлинджер «Тедди»

laughingbuddha
15/08/2009 - 07:32
# 18

Вообще-то, если вспомнить эпос, то могилы у Одина быть не может, потому как он был съеден. И я не помню, чтобы Видар вскрывал Фенрира, дабы извлечь останки убиенного папочки.

----------------------------------------------

Да пребудет с нами благосклонность бога дропа Хрентебе и сына его Рандома и духа Агащас.

Ворон
15/08/2009 - 20:32
# 19

Аттила
Лишь единицы после прочтения подобного захотят это проверить и ещё меньше людей будут трезво оценивать последующую и эту инфу, у большинства же будет установка через которую они будут воспринимать узнанное в дальнейшем(установка по типу сфальсифицированной истории). Так мало того что будут в это верить, так ещё и понесут свет знаний другим людям, хотя большинству людей это всё по барабану, но там услышал, там прочитал, отложилось.

может оно и так.
но вот как тогда популяризировать историю?
в нете есть много видео, в которых популярно объясняется физика - теория струн, молекулярное строение. есть химия и астрономия, но как популяризировать историю?

laughingbuddha
. И я не помню, чтобы Видар вскрывал Фенрира, дабы извлечь останки убиенного папочки.

Laughing out loud

----------------------------------------------

live free or die...

Аттила
15/08/2009 - 23:43
# 20

Ворон
но вот как тогда популяризировать историю?

Тут проблема в культуре широких масс, которым ничего не интересно в принципе. А с историей думаю гораздо проще чем с математикой\физикой\т.д., особенно у мужской половины. Всё начинается с детства, Алекс Македонский\Цезарь\война, но у большинства это отсеивается вместе с другими интересами. Исторических баек вполне хватает.

----------------------------------------------

"Песня цикады не скажет,
Сколько ей жить осталось"
Джером Сэлинджер «Тедди»

Stulka
16/08/2009 - 00:04
# 21

Ворон
но как популяризировать историю?

масса исторической литературы, в том числе - приключенческой.
С математикой-физикой-химией сложнее. Smile

----------------------------------------------

Тараканы - это первое, что приходит в голову…

Ворон
16/08/2009 - 07:05
# 22

книги работают несколько иначе, а уж если это художественная литература, то там много авторских домыслов. к примеру, нельзя же изучать историю по Майн Риду или по Вальтеру Скоту? популяризация - это когда простым языком говорят о сложных вещах, объясняют доступно. никто же не будет читать труд Geografica на ночь глядя Smile

история же, как правило, интересна больше детям и юношеству благодаря приключенческой литературе. и нет, на мой взгляд, пласта, который бы сделал переход (пусть с упрощениями) от такой истории к нормальной

----------------------------------------------

live free or die...

Аттила
16/08/2009 - 10:46
# 23

Ворон
история же, как правило, интересна больше детям и юношеству благодаря приключенческой литературе. и нет, на мой взгляд, пласта, который бы сделал переход (пусть с упрощениями) от такой истории к нормальной

Существуют авторы которые легко читаются. Тот же Тарле "Наполеон" превосходен и читается на одном дыхании.

----------------------------------------------

"Песня цикады не скажет,
Сколько ей жить осталось"
Джером Сэлинджер «Тедди»

Наверх