Спрятать колонку

Ад в религии и мифологии

скажите, были до христианства религии в которых был бы расписан ад? в кельтской, скандинавской мифологии ада как такового нет. у кельтов нет совсем, у скандинавов исключительно место куда попадут умершие от старости и болезней. в греческой - страшного ада тоже нет. на восток можно даже не смотреть.

получается, что понятие ада пришло к нам с христианством, и сама концепция развилась где-то в Средневековье. так ли это?

Sølvi Eysteinssonar
04/01/2010 - 10:56
# 1

Ворон
получается, что понятие ада пришло к нам с христианством

Видимо да, это было хорошим механизмом послушания и подавления, что позволяло церкви проварачивать свои дела. Церковь также стала за народ, за грязных, обиженных, голодных, калек, таких всегда было большинство, сплотив низшии слои смогла диктовать что-то привелигированным. Оказавшись среди верхов и им внушила что правильно, а что ад.

----------------------------------------------

Jeg elsker Norge !!!

Шех.
04/01/2010 - 12:44
# 2

В греческой мифологии имелся Аид, расписанный подробно.
Средневековое христианство позаимствовало это представление и слегка подрифтовало под себя.

----------------------------------------------

Видеть. Думать. Понимать.

AssHeym
04/01/2010 - 13:40
# 3

Ворон,
Другие названия ада:
Геенна (ивр. גיהינום‎) — в иудаизме
Джанма — в езидизме
Джаханнам — в исламе
Зындон — в осетинских мифах
Нарака — в буддизме
Пекло — в славянской мифологии
Тартар — в древнегреческой мифологии
Преисподняя — в христианстве
Вечная смерть — в христианстве
Хельхейм — в германо-скандинавской мифологии
Шибальба — у майя
Инферно - во многих европейских языках (синоним ада)
Эреб - в греческой мифологии.

1) Ад в буддизме — нарака (санскр. नरक, naraka?) — мир адских существ (нараков), которые подвержены тяжёлым мучениям вследствие своих кармических деяний (то есть деяний прошлой жизни). В отличие от христианского или мусульманского ада, мучения не вечные, и после довольно длительного срока искупления негативная карма очищается, и существа могут переродиться в высших мирах. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ад_(буддизм);

2) Ад в зороастризме - Что касается конца мира, Зороастр проповедовал победу добра над злом. Он верил во всеобщее воскресение мертвых, как добрых, так и злых, и в то, что все они пройдут испытание в огне расплав ленного металла. Для злых это будет страшным мучением, а для добрых будет подобно прикосновению “теплого и целительного молока”.
Потом всякая душа должна будет перейти через “мост возмездия”, который висит над адом. Тот, кто перейдет мост, попадает в рай. Перед тем как переходить, душе читают запись всех свершенных ею, когда она была в материальном обличий, дел. В зависимости от того, что перевесит, зло или добро, Ахурамазда решит, куда ее послать. Зороастр не говорит об окончательной судьбе демонических сил и злого духа, Анхра-Майнью. Может быть, они будут сожжены расплавленным металлом и таким образом исчезнут, а может быть, будут брошены навечно в “место лжи”, как называется в зороастризме ад. http://avesta.isatr.org/zoroastr/Porublev001.htm;

3) Ад в индуизме - Специфичными этапами сансары является пребывание душ людей в раю (для праведников) или в аду (для грешников). После временного блаженства или временных мучений души возвращаются в земную жизнь. Ад обозначается термином “нарака”. Считается, что ад имеет несколько отделений (называют следующие цифры: несколько тысяч, 50, 28, 21, 7 и 3) Чаще всего называется цифра 7, и в этой связи сторонники индуизма говорят и пишут о “семи кругах ада”. В каждом последующем отделении ада мучения становятся более сильными. Попавших в ад изнуряют бессонницей, сбрасывают в реки с нечистотами, заставляют обнимать раскалённое железо, дают на растерзание зверям, птицам и змеям, разрывают на части, варят в кипящем масле, сжигают в пылающей яме... При этом несчастные остаются живыми, для того чтобы продолжать мучиться дальше, пока не окончится срок, определённый их плохой кармой. В какое именно отделение направить душу умершего, каким мукам его подвергнуть, решает владыка царства мёртвых, бог Яма. Второй этап загробной жизни для грешников - это попадание в последнее (чаще всего: в седьмое) отделение ада. Дело в том, что пребывание в последнем отделении ада выходит за пределы сансары. Сюда направляют самых закоренелых грешников. Из предыдущих отделений ада души грешников рано или поздно, но возвращаются в земную оболочку. Из последнего отделения возврата нет. Здесь души грешников находятся до конца “дня Брахмы” а с наступлением “ночи Брахмы” уничтожаются. http://schools.keldysh.ru/school1413/religija/ind.htm;

4) Ад в иудаизме - До прихода Христа концепция небесного рая у евреев отсутствовала. В ветхозаветные времена под словом «Шеол», подразумевалась преисподняя, где все без исключения души ожидают воскресения из мёртвых. Хотя имелось представление о разделении «Шеола», место праведников называлось «лоно Авраамово», место для нечестивых называлось «Аваддон» (он же ангел бездны — Откр.9:11): Иов.26:6 Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону. Пр.15:11 Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом. Пр.27:20 Преисподняя и Аваддон — ненасытимы. Христос не опровергает это представление, но дополняет представления евреев о загробном мире рассказом о богаче и Лазаре (Лк.16:19-31). Судя из этого рассказа ад («Аваддон») и «лоно Авраамово» находились недалеко друг от друга, так что мёртвым можно было переговариваться друг с другом. Умерший Христос, прежде Своего воскресения сходил в преисподнюю: Еф.4:9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 1Пет.3:19 Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал. 1Пет.4:6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. Фил.2:10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних. http://ru.wikipedia.org/wiki/Геенна, а также http://myfhology.narod.ru/myth-plases/sheol.html.

+ http://myfhology.narod.ru/myth-plases/ad.html

----------------------------------------------

Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее.

Аттила
04/01/2010 - 14:06
# 4

По идее самый древний аналог - суд Осириса. На одну чашу весов ставили сердце человека, на другую перо Маат. Если было взвешивание, значит были и последствия. Надо будет у Анкху спросить.

----------------------------------------------

"Песня цикады не скажет,
Сколько ей жить осталось"
Джером Сэлинджер «Тедди»

Аттила
04/01/2010 - 14:40
# 5

В мифологическом словаре пишут, что в случае позитивного результата взвешивания "покойный оправдан и достоин блаженства на полях Иару". "В противном случае его пожирало чудовище Амт(лев с головой крокодила)".

----------------------------------------------

"Песня цикады не скажет,
Сколько ей жить осталось"
Джером Сэлинджер «Тедди»

Ворон
04/01/2010 - 14:56
# 6

Sølvi Eysteinssonar
Церковь также стала за народ, за грязных, обиженных, голодных, калек, таких всегда было большинство, сплотив низшии слои смогла диктовать что-то привелигированным.

это изначально христианство шло от низов, а при христианизации процесс протекал наоборот: от верхушки (власть) к низам

Шех.
В греческой мифологии имелся Аид, расписанный подробно.

но там не были описаны какие-то муки. просто сказано, что души будут караться за свершенные деяния. так?

Шех.
Средневековое христианство позаимствовало это представление и слегка подрифтовало под себя.

а Вы знаете концепция ада и вечных мук полностью воплотилась?

Аттила
По идее самый древний аналог - суд Осириса. На одну чашу весов ставили сердце человека, на другую перо Маат. Если было взвешивание, значит были и последствия.

видимо, как и у всех, покарали и свободен.

AssHeym, большое спасибо за полные цитаты. получается, что лишь в иудаизме ад был снабжен большим количеством наказаний (т.е. существует акцент на этом), своеобразной внутренней иерархией.

(у майя был еще ад с 9 уровнями и мучениями)

и у меня есть ряд вопросов:
- можно ли с уверенностью сказать кто наследовал христианству концепцию ада. к чему она ближе?
- когда сама концепция проявилась полностью?
- почему у кельтов и скандинавов ада как такового не было? (у скандинавов было какое-то совсем-совсем жалкое подобие)

----------------------------------------------

live free or die...

Ворон
04/01/2010 - 14:56
# 7

Аттила
В мифологическом словаре пишут, что в случае позитивного результата взвешивания "покойный оправдан и достоин блаженства на полях Иару". "В противном случае его пожирало чудовище Амт(лев с головой крокодила)"

спасибо. значит не то.

----------------------------------------------

live free or die...

laughingbuddha
04/01/2010 - 15:12
# 8

но там не были описаны какие-то муки. просто сказано, что души будут караться за свершенные деяния. так?

Почему не описаны? А Сизиф, Тантал, Данаиды?

----------------------------------------------

Да пребудет с нами благосклонность бога дропа Хрентебе и сына его Рандома и духа Агащас.

AssHeym
04/01/2010 - 15:31
# 9

Ворон
получается, что лишь в иудаизме ад был снабжен большим количеством наказаний
и
Ворон
почему у кельтов и скандинавов ада как такового не было? (у скандинавов было какое-то совсем-совсем жалкое подобие)

Скорее сохранилась и не сохранилась информация об этом. О славянском язычестве мы вообще очень мало знаем.

Ворон, вроде бы в другой теме давал ссылку на книгу Клайва Льюиса "Расторжение брака". Если хотите разобраться в представлении христианства об аде прочитайте её (она небольшая). Там в самом начале описан ад в определенной обработке автором.

ссылка: http://lib.rus.ec/b/70416/read

----------------------------------------------

Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее.

Шех.
04/01/2010 - 15:59
# 10

Ворон
концепция ада и вечных мук полностью воплотилась?

Я не совсем понял вопрос. Smile

Ворон
сама концепция развилась где-то в Средневековье. так ли это?
.
Христианское представление, по-моему, да.

Вообще, когда зарождались мифологические представления, логики с ее классификациями еще не было.
Средневековая же концепция появилась уже в эпоху развитой логики и средневековой диалектики. Отсюда строгое пространственное разделение ада и рая, а позднее, с чистилищем посредине.
Средневековье, скорее всего, унаследовало греческие и иудейские взгляды.

Во всем древнем мире ад был местом изначально ужасным и тоскливым.
В частности, у греков Аид (в др. рег. версии - Тартар) ужасен по ряду причин:
1. он появляется тогда, когда Уран начал своих первых потомков загонять в утробу Гее за их ужасный вид и характер, и за их зловредные наклонности.
С тех пор это место свергнутых и изгнанных богов. В Аиде они властвуют во главе с Гадесом (в др. рег. версии - Аидом) и выступают прародителями средневековых чертей.
2. Для смертных Аид ужасен из-за его мерзопакостных властителей и
3. из-за того, что это место беспамятства и безнадеги на всю вечность, т.е. до очередного космического цикла.

Что касается иудаизма, то от него позаимствована Геенна Огненная, т.е. вечно тлеющая свалка и, соответственно, позорное место под Иерусалимом.
И потому в средневековом аду всегда огонь. Причем - бытовой, а не мистический.
Собственно, Геенна - вот, позаимствовал где-то в И-нете.
Ну, естественно, в ее нынешнем виде. Smile

----------------------------------------------

Видеть. Думать. Понимать.

Ворон
04/01/2010 - 16:11
# 11

laughingbuddha
Почему не описаны? А Сизиф, Тантал, Данаиды?

это всего лишь отдельные личности и показательное наказание, как пример.

AssHeym
Скорее сохранилась и не сохранилась информация об этом.

не очень верится. от скандинавов осталось полное перечисление богов, деяния, строение мира, но вдруг часть касаемая Хеля выпала. к тому же у скандинавов и остальные реалмы не очень хорошо описаны: все предельно кратко.
у кельтской мифологии остались описания дворов, всевозможных типов фэйри, кто и чем славен, опять же деяния богов, но об "аде" опять ничего.
логичнее предположить, что их и не было.

AssHeym
Если хотите разобраться в представлении христианства об аде прочитайте её (она небольшая).

спасибо, прочту. но в целом, сравнение с остальными это больше подвод к сути вопроса (с более интересной мне стороны).

еще интересный вопрос на который я ответить не могу. Скандинавия была заселена в результате переселения народов. с собой они принесли какое-то базовое миропонимание и общие символы: дерево, общее представление о создании мира (первочеловек, убийство его, и на его костях создание мира), общее деление на посмертия (условный рай и условный ад). есть описание, если так можно сказать, рая на скандинавский манер - Вальхалла, но "ад" как место где ожидают мучения или, по-крайней мере, наказания (а это как мы выяснили есть везде) успешно забыто. почему и как такое могло произойти?

----------------------------------------------

live free or die...

AssHeym
04/01/2010 - 16:30
# 12

Ворон
это всего лишь отдельные личности

Про простого солдата-наемника никому неинтересно было бы слушать.

Ворон
тому же у скандинавов и остальные реалмы не очень хорошо описаны: все предельно кратко.

Тем более.

Ворон
но "ад" как место где ожидают мучения или, по-крайней мере, наказания (а это как мы выяснили есть везде) успешно забыто.

Зачем ожидать? Разве царство Хель, где также есть "секции" для разных людей, где всегда жуткий холод, где нет радости уже не наказание? Не зря ведь те, кому непосчастливилось пасть в битве и дожить до старости бросались на меч, чтобы попасть в более благоприятные "секции". Вообще насколько я понял "праведниками" в скандинавской мифологии можно считать только эйнхериев => им одним и блага.

----------------------------------------------

Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее.

Ворон
04/01/2010 - 17:20
# 13

Шех.
Я не совсем понял вопрос

т.е. когда она стала такой какой мы ее знаем сейчас (или почти такой, за исключением небольших правок)

Шех.
Для смертных Аид ужасен из-за его мерзопакостных властителей и из-за того, что это место беспамятства и безнадеги на всю вечность

а об этом прямо говорится где-то? если исключить из рассмотрения уже упомянутых Сизифа, Тантала, Данаид и прочих.

AssHeym
Про простого солдата-наемника никому неинтересно было бы слушать.

я имел в виду то, что эти личности могут быть отнесены к числу творцов ада: Аид, Уран. без них ад для грека не был бы таким.

AssHeym
Не зря ведь те, кому непосчастливилось пасть в битве и дожить до старости бросались на меч, чтобы попасть в более благоприятные "секции".

не поможет. нужно в бою умереть.

AssHeym
Вообще насколько я понял "праведниками" в скандинавской мифологии можно считать только эйнхериев => им одним и блага.

да. хоть и слово праведник не очень верно здесь. у скандинавов концепции "добро" и "зло" были заменены на "честь" и "бесчестье". очень и очень редко встречается творение/причинение добра, хотя зло существует и порой в сагах воплощается в абстрактного злодея (бельвёрк, кажется так).

AssHeym
Зачем ожидать? Разве царство Хель, где также есть "секции" для разных людей, где всегда жуткий холод, где нет радости уже не наказание?

мне кажется, что есть вполне конкретная разница между "нет радости" и "есть наказание".
возможно, это прямое следствие влияния современной культуры.

----------------------------------------------

live free or die...

AssHeym
04/01/2010 - 17:30
# 14

Ворон
не поможет. нужно в бою умереть.

Для таких уже не Хель, а Вальхалла.

----------------------------------------------

Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее.

Ворон
04/01/2010 - 17:53
# 15

AssHeym, ну да, чтобы стать "праведником" надо было в бою умереть.

кстати, количество мест в Вальхалле было строго ограничено: 540 дверей и из каждой могло выйти 800 воинов, что составляет 432 тысячи человек - не много Smile (числа странно не круглые)

----------------------------------------------

live free or die...

CTAPUHA
04/01/2010 - 18:22
# 16

Ворон
оличество мест в Вальхалле было строго ограничено: 540 дверей и из каждой могло выйти 800 воинов, что составляет 432 тысячи человек - не много Smile (числа странно не круглые)
Что указывает на истинность описания Laughing out loud

Шех.
04/01/2010 - 18:24
# 17

Ворон
а об этом прямо говорится где-то?

Например.
Гесиод. Теогония.

...
Медной оградою Тартар кругом огорожен. В три ряда
Ночь непроглядная шею ему окружает, а сверху
Корни земли залегают и горько-соленого моря.

Там-то под сумрачной тьмою подземною боги Титаны
Были сокрыты решеньем владыки бессмертных и смертных
В месте угрюмом и затхлом, у края земли необъятной.
Выхода нет им оттуда - его преградил Посидаон
Медною дверью; стена же все место вокруг обегает.
Там обитают и Котт, Бриарей большедушный и Гиес,
Верные стражи владыки, эгидодержавного Зевса.

Там и от темной земли, и от Тартара, скрытого в мраке,
И от бесплодной пучины морской, и от звездного неба
Все залегают один за другим и концы и начала,
Страшные, мрачные. Даже и боги пред ними трепещут.
Бездна великая. Тот, кто вошел бы туда чрез ворота,
Дна не достиг бы той бездны в течение целого года:
Ярые вихри своим дуновеньем его подхватили б,
Стали б швырять и туда и сюда. Даже боги боятся
Этого дива. Жилища ужасные сумрачной Ночи
Там расположены, густо одетые черным туманом.

Сын Иапета пред ними бескрайне широкое небо
На голове и на дланях, не зная усталости, держит
В месте, где с Ночью встречается День: чрез высокий ступая
Медный порог, меж собою они перебросятся словом -
И разойдутся; один поспешает наружу, другой же
Внутрь в это время нисходит: совместно обоих не видит
Дом никогда их под кровлей своею, но вечно вне дома
Землю обходит один, а другой остается в жилище
И ожидает прихода его, чтоб в дорогу пуститься.
К людям на землю приходит один с многовидящим светом"
С братом Смерти, со Сном на руках, приходит другая,-
Гибель несущая Ночь, туманом одетая мрачным.

Там же имеют дома сыновья многосумрачной Ночи,
Сон со Смертью - ужасные боги. Лучами своими
Ярко сияющий Гелий на них никогда не взирает,
Всходит ли на небо он иль обратно спускается с неба.
Первый из них по земле и широкой поверхности моря
Ходит спокойно и тихо и к людям весьма благосклонен-
Но у другой из железа душа и в груди беспощадной -
Истинно медное сердце. Кого из людей она схватит,
Тех не отпустит назад. И богам она всем ненавистна.

Там же стоят невдали многозвонкие гулкие домы
Мощного бога Аида и Персефонеи ужасной.
Сторожем пес беспощадный и страшный сидит перед входом.
С злою, коварной повадкой: встречает он всех приходящих,
Мягко виляя хвостом, шевеля добродушно ушами.
Выйти ж назад никому не дает, но, наметясь, хватает
И пожирает, кто только попробует царство покинуть
Мощного бога Аида и Персефонеи ужасной.

Там обитает богиня, будящая ужас в бессмертных,
Страшная Стикс,- Океана, текущего кругообразно,
Старшая дочь. Вдалеке от бессмертных живет она в доме,
Скалы нависли над домом. Вокруг же повсюду колонны
Из серебра, и на них высоко он вздымается к небу.
Быстрая на ноги дочерь Тавманта Ирида лишь редко
С вестью примчится сюда по хребту широчайшему моря.
Если раздоры и спор начинаются между бессмертных,
Если солжет кто-нибудь из богов, на Олимпе живущих,
С кружкою шлет золотою отец-молневержец Ириду,
Чтобы для клятвы великой богов принесла издалека
Многоименную воду холодную, что из высокой
И недоступной струится скалы. Под землею пространной
Долго она из священной реки протекает средь ночи,
Как океанский рукав. Десятая часть ей досталась:
Девять частей всей воды вкруг земли и широкого моря
В водоворотах серебряных вьется и в море впадает.
Эта ж одна из скалы вытекает, на горе бессмертным.
Если, свершив той водой возлияние, ложною клятвой
Кто из богов поклянется, живущих на снежном Олимпе,
Тот бездыханным лежит в продолжение целого года.
Не приближается к пище,- к амвросии с нектаром сладким,
Но без дыханья и речи лежит на разостланном ложе.
Сон непробудный, тяжелый и злой, его душу объемлет.
Медленный год протечет,- и болезнь прекращается эта.
Но за одною бедою другая является следом:
Девять он лет вдалеке от бессмертных богов обитает,
Ни на собрания, ни на пиры никогда к ним не ходит.
Девять лет напролет. На десятый же год начинает
Вновь посещать он собранья богов, на Олимпе живущих.
Так-то вот клясться богами положено ненарушимой
Стиксовой древней водою, текущей меж скал каменистых.

Там и от темной земли, и от Тартара, скрытого в мраке,
И от бесплодной пучины морской, и от звездного неба
Все залегают один за другим и концы и начала,-
Страшные, мрачные; даже и боги пред ними трепещут.
Там же - ворота из мрамора, медный порог самородный,
Неколебимый, в земле широко утвержденный корнями.
Перед воротами теми снаружи, вдали от бессмертных,
Боги-Титаны живут, за Хаосом угрюмым и темным.
Там же, от них невдали, в глубочайших местах Океана,
В крепких жилищах помощники славные Зевса-владыки,
Котт и Гиес живут. Бриарея ж могучего сделал
Зятем своим Колебатель земли протяженногремящий.
Кимополею отдав ему в жены, любезную дочерь.
...

----------------------------------------------

Видеть. Думать. Понимать.

Аттила
04/01/2010 - 18:32
# 18

AssHeym
Вообще насколько я понял "праведниками" в скандинавской мифологии можно считать только эйнхериев => им одним и блага.

Я бы не стал их так называть. Их собирали для определённой цели со всеми вытекающими.

А разве существовали только Хель и Вальхалла? Один делил павших войнов с какой-то богиней. + вроде было ещё пару мест для усопших. Нет?

----------------------------------------------

"Песня цикады не скажет,
Сколько ей жить осталось"
Джером Сэлинджер «Тедди»

Аттила
04/01/2010 - 18:38
# 19

Одна из первых моих тем на форуме:
Хель и Вальхалла

----------------------------------------------

"Песня цикады не скажет,
Сколько ей жить осталось"
Джером Сэлинджер «Тедди»

Аттила
04/01/2010 - 18:42
# 20

Ворон
кстати, количество мест в Вальхалле было строго ограничено: 540 дверей и из каждой могло выйти 800 воинов, что составляет 432 тысячи человек - не много

У свидетелей Иеговы и того меньше - 144 тыс. Laughing out loud

----------------------------------------------

"Песня цикады не скажет,
Сколько ей жить осталось"
Джером Сэлинджер «Тедди»

Ворон
04/01/2010 - 19:57
# 21

CTAPUHA
Что указывает на истинность описания

и я там был - мед, пиво пил
по усам текло, а в рот не попало Laughing out loud

Старина, указанием на эту ошибку в вычислениях Вы разрушили все мои логические доводы Laughing out loud преклоняюсь Smile
неужели не интересно почему так, а не иначе?!

Шех.
Например.
Гесиод. Теогония.

да. спасибо за цитату. действительно описание детальное, но тоскливость и безнадега только лишь додумывается. поправьте меня если я не прав, но мне кажется, что мифология предельна конкретна: если тоска, то значит точно указано на нее.

Аттила
У свидетелей Иеговы и того меньше - 144 тыс.

я Вас раскусил Laughing out loud

Аттила
Одна из первых моих тем на форуме:

и действительно. как это я пропустил ее.
кстати, мы забыли об одной немаловажной детали: не все умершие во время битвы попадают в Вальхаллу, только те, кого взяли валькирии.

----------------------------------------------

live free or die...

Шех.
04/01/2010 - 21:01
# 22

Ворон
тоскливость и безнадега только лишь додумывается

Ворон, вы что ли, хотите, чтоб я процитировал какого-нибудь древнего грека, пишущего правнукам, как ему тяжело и горько в Аиде? Laughing out loud

Ну, так, пожалуйста!

"...Аид несмирим, Аид непреклонен;
Но зато из богов, ненавистнее всех он и людям.

… Смертный конец осеняет Патрокла.
Тихо душа, излетевши из тела, нисходит к Аиду,
Плачась на жребий печальный, бросая и крепость и юность.

Если ж умершие смертные память теряют в Аиде

Там Ахиллесу явилась душа несчастливца Патрокла,
Призрак, величием с ним и очами прекрасными сходный;
Та ж и одежда, и голос тот самый, сердцу знакомый.
Стала душа над главой и такие слова говорила:
"Спишь, Ахиллес! неужели меня ты забвению предал?
Не был ко мне равнодушен к живому ты, к мертвому ль будешь?
О! погреби ты меня, да войду я в обитель Аида!
Души, тени умерших, меня от ворот его гонят
И к теням приобщиться к себе за реку не пускают;
Тщетно скитаюся я пред широковоротным Аидом.
Дай мне, печальному, руку: вовеки уже пред живущих
Я не приду из Аида, тобою огню приобщенный!
Больше с тобой, как бывало, вдали от друзей мирмидонских
Сидя, не будем советы советовать: рок ненавистный,
Мне предназначенный с жизнью, меня поглотил невозвратно.

И вскочил Ахиллес, пораженный виденьем,
И руками всплеснул, и печальный так говорил он:
"Боги! так подлинно есть и в Аидовом доме подземном
Дух человека и образ, но он совершенно бесплотный!
Целую ночь, я видел, душа несчастливца Патрокла
Все надо мною стояла, стенающий, плачущий призрак;
Все мне заветы твердила, ему совершенно подобясь!"

Душу пророка, слепца, обладавшего разумом зорким,
Душу Тиресия фивского должно тебе вопросить там.
Разум ему сохранен Персефоной и мертвому; в аде
Он лишь с умом; все другие безумными тенями веют».

Примечание.
Аид у Гомера непрерывно сопровождается эпитетами: мрачный, тяжделый, печальный, тоскливый, страшный, ужасный и т.д.
А души там - безумные, беспамятные, тоскующие, мечущиеся и т.д.

----------------------------------------------

Видеть. Думать. Понимать.

Аттила
04/01/2010 - 21:21
# 23

Ворон
я Вас раскусил

Кто не успел, тот опоздал. Laughing out loud

----------------------------------------------

"Песня цикады не скажет,
Сколько ей жить осталось"
Джером Сэлинджер «Тедди»

Ворон
04/01/2010 - 21:27
# 24

и первое место уходит... грекам! Laughing out loud
Шех., согласен могли и греки наследовать.

----------------------------------------------

live free or die...

Аттила
04/01/2010 - 21:43
# 25

Фолькванг - девятый,
там Фрейя решает,
где сядут герои;
поровну воинов,
в битвах погибших,
с Одином делит.

----------------------------------------------

"Песня цикады не скажет,
Сколько ей жить осталось"
Джером Сэлинджер «Тедди»

AssHeym
05/01/2010 - 16:02
# 26

Ворон
и первое место уходит... грекам!

Не надо торопиться...

Нарака - (др. инд. n`araka ) в древнеиндийской мифологии ад или совокупность адов. О «подземном доме», в котором демоны терзают грешников. Впервые говориться в «Атхарваведе» ( 2, 14; М 19) По более поздним представлениям, Нарака Разделен на 7, или на 21 («Законы Ману, IV 88-90) или на 28, или 50 кругов, расположенных друг за другом под подземным миром паталой .На верхней границе Нараки находится столица царства Ямы - Яманура. мира, где определяется участь умершего. В соответствии с семичленным делением Нараки первый круг (пут) отведён для бездетных; второй (авичи) — для душ, ожидающих нового воплощения; в третьем (самхате) и четвёртом (тамисре) наказывают за сравнительно незначительные проступки, и только последние три круга, погружённые в вечную тьму, предназначены для злостных преступников. В пятом круге риджише) их непрерывно терзают змеи, ядовитые насекомые, дикие звери и птицы, как бы воплощающие в себе укоры совести. Через шестой круг кудмалу) течёт подземная река Байта рани, полная крови и нечистот, в которых грешники задыхаются. А ещё ниже лежит седьмой круг, бездонная какола, или собственно Нарака. Здесь в кромешной тьме светится одна только пылающая яма, в ней горят и не могут сгореть до конца преступники; рядом демоны раздирают их на части раскалёнными щипцами, сбрасывают на остроконечные деревья, варят в масле и т. п. Пытки особенно мучительны из-за того, что все чувства грешников предельно обострены. И самое главное: в отличие от тех, кто пребывает в верхних шести кругах и кто по истечении определённого срока мучений получает новое рождение на земле, обитатели седьмого круга должны страдать до конца кальпы, т. е. до тех пор, пока не погибнет вся вселенная (Брахма-пур. 22; Вишну-пур. II 6 и др.).
В буддийской мифологии Нарака (санскр. шгауа, пагаЬа) — одна из шести сфер бытия в сансаре. Нарака — самое неблагоприятное место для перерождения, но все адские мучения не считаются вечными, так как после преодоления плодов неудачной кармы любое су-щество может возродиться в более высоких сферах и даже достичь нирваны. Более того, будды и бодхисатвы могут, побуждённые состраданием, сами отправиться в Нараку, чтобы избавить тамошних обитателей от страданий и направить их в более высокие состояния вплоть до нирваны. Таким образом, несмотря на то что описания Нараки напоминают описания христианского ада, в сотериологическом контексте Нарака соответствует скорее католическому чистилищу. В Нараке живые существа (в том числе и люди) попадают за тяжкие преступления: убийства (включая животных), обман, самоубийства, клевету на будд и бодхисатв и т. д. Кате-ории мучений различаются в зависимости от вида Нараки (разрезание, сжигание, раздавливание, замораживание и т. д.). Однако после смерти мучившиеся в Нараке существа оживают и жизнь начинается сначала. Общее описание Нараки одинаково во всех основных школах буддизма. Главными Нараками считают восемь жарких и восемь холодных. Кроме того, имеются ещё второстепенные, т. н. соседствующие и случайные Нараки. Жаркие расположены под Джамбуд-випой (мифологическое название Индии) один под другим, причём ужасающие свойства их нарастают в соответтвии с удалённостью от поверхности земли (самым ужасным считается авичи). В четырёх сторонах от жарких Нарак находятся соседствующие ады (напр., наполненная кипятком и пеплом река Вайтарани). Холодные Нараки расположены на краях мира, случайные Нараки могут находиться в любых местах (в горах, в реках, пустынях и т. п.). Продолжительность пребывания в Нараке колеблется от относительно малого количества лет в случайных до целых кальп в авичи. В народном буддизме Нараки считаются реально существующими, но в философском буддизме (особенно в ваджраяне) их рассматривают как сотворение собственной психики.

Одновременно даосизм впитывал в себя идеи буддизма, пока наконец обе религии почти слились воедино. Как сторонники даосизма, так и сторонники буддизма полагали, что главная райская обитель находится в горах Куньлунь, т.е. на западе Китая, отчего и появилось название "западный рай". Считалось, что правят этой райской обителью царица-мать Запада (Сиванму) и ее муж — великий князь Востока (Дунвангун).Не меняя в этой концепции ровно ничего, приверженцы даосизма переняли у буддистов также идею ада. (=> см. выше)

ДЖАХАННАМ - в мусульманской мифологии наиболее распространённое название ада (ср. с др.-евр. гехинном — геенна). В Коране упоминается как место грядущего наказания грешников: «Джаханнам — место им назначенное всем» (15:45). Согласно Корану, в Джаханнам попадут и люди, и джинны (11:120; 41:24), одни из которых будут пребывать там вечно (23:105), другие — временно (11:109). Главные мучения, которые ожидают грешников в Джаханнаме,— от жгучего огня. Образ огня преобладает в отличающемся натуралистическими деталями кораническом описании Джаханнама. «А те, которые несчастны,— в огне, для них там вопли и рёв» (11:108). «Поистине, тех, которые не верили в наши знамения, мы сожжём в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, мы заменим её другой кожей, чтобы они вкусили наказания» (4:59). Грешники, находя-щиеся в Джаханнам, связаны цепями, «одеяние их из смолы, лица их покрывает огонь» (14:50—51), «огонь обжигает их лица и они... мрачны» (23:106). Питьё грешников — кипяток (37: :б5; 38:57), который «рассекает их внутренности» (47:17), и гнойная, вода. Когда грешник проглатывает эту воду, «приходит к нему смерть со всех мест, но он не мёртв, а поза-ди его — суровое наказание» (14:19— 20). В Джаханнаме растёт дерево заккум, у которого вместо плодов — головы шайтанов (37:60—64).
По кораническому представлению, широко разработанному комментаторами и богословами, Джаханнам образуется сочетанием концентрических воронкообразных кругов. Джаханнам имеет ворота (39:71—73; в одном из описаний — семь ворот, 15:44). В некоторых местах Корана Д. представляется также в виде дрожащего, движущегося чудовища (89:24; 67:7—8), что аналогично некоторым западноевропейским средневековым представлениям об аде.
Поздние варианты предания развивали оба коранических представления о Джаханнаме. В них появилось также толкование широко употребительного в Коране :
не выражения «прямая дорога», «прямой путь» (ассират алмустаким) как , протянутого над Джаханнамом. Моста шириной в лезвие меча, по которому будут проходить люди в день страшного суда.

Зыдон – в осетинской мифологии ад. Зиндон находится где-то в загробном мире под замком, ключ от которого – у Барастыра. В Зендоне умершие подвергаются пыткам и наказаниям за совершенные ими проступки (сдирание кожи с головы, выдергивание ногтей на руках и ногах, ослепление и т.п.)

----------------------------------------------

Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее.

Шех.
05/01/2010 - 16:45
# 27

Все правильно, но только вопрос-то стоял о происхождении и содержании идеи ада в христианстве, а значит, по-сути, в Европе в раннем средневековье. Разве не так?
Не думаю, что средневековые богословы были напрямую знакомы с Древней Индией, только опосредованно через греков, римлян и иудеев, и не зная источника.
А те, в общем, конечно, придерживались общевосточных взглядов.
Таким образом, все-таки, греки... Smile

----------------------------------------------

Видеть. Думать. Понимать.

AssHeym
05/01/2010 - 17:25
# 28

Вопрос был в этом:

Ворон
скажите, были до христианства религии в которых был бы расписан ад?

А если рассматривать предшественников именно христианства, то, несомненно, эллины и иудеи. На последних также оказали влияние другие народы.

----------------------------------------------

Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее.

Наверх