Спрятать колонку

День народного эпоса "Калевала"

28 февраля
Одним из самых любимых финнами праздников является 28 февраля — День народного эпоса «Калевалы». Праздник народного карело-финского эпоса и финской культуры. Эпос «Калевала» — произведение великого народа, собранный и опубликованный в 1835 году финским литературным деятелем, ученым и поэтом, врачом по основной профессии, Элиасом Леннротом (Elias Lönnrot, 1802—1884), уходит своими корнями в глубину столетий и даже тысячелетий. Мифы, лежащие в основе «Калевалы», сложились еще во II–I тысячелетиях до н.э.

Главный герой «Калевалы» — старый песнопевец Вяйнямёйнен (Väinämöinen) — герой, создающий магией или добывающий хитростью лодку, рыболовную сеть, музыкальный инструмент кантеле и прочие вещи; в других рунах он создает мировое древо — залог благополучия мироздания, добывает в иных мирах мудрость для людей, участвует в засевании первой пашни.

Финский и карельский народы, гордясь леннротовской «Калевалой», воспринимают ее как национальное достояние, но каждый народ по-своему. Для финнов — это национальный эпос, который выполнил свою главную роль: пробуждение национального самосознания, формирования нации. Финляндия в 1917 году стала суверенным государством. И когда возникала опасность утраты этой суверенности в двух войнах с Советским Союзом, «Калевала» снова поддерживала национальный дух славным прошлым.

Финны доверчивы и наивны как дети. Несмотря на эмоциональность, умеют молчать, когда внутри бушует пламя. Эти народные черты являются продолжением того эпического характера, которым, например, отличался кузнец Илмаринен. Когда принесшая столько бед детям Калевы редкозубая старуха Лоухи почувствовала, что «ей несчастье угрожает», она обернулась голубком и явилась к кузнецу с доброй вестью, и тот поверил воркованью.

Каждый год проходит «Калевальский карнавал», в форме уличного праздника-карнавала. Побывав на стилизованном Калевальском карнавале, каждый может приобщиться к культуре финнов, глубже понять ее особенности и традиции. Каждый гость получает редкую возможность совершить символическое путешествие вместе с калевальскими героями в самую удивительную и волшебную пору — пору белых ночей. Это позволяет преодолеть языковые, национальные и политические барьеры, создать единое культурное пространство под эгидой творчества и «Калевалы».

В Дни «Калевалы» проводят многие литературные, художественные, творческие праздники.

Ушли те люди, которые пели старые руны. Не все новые руны, к сожалению, созвучны эпосу. Но ведь это, кажется, только начало времени, о котором сказал, уплывая, Вяйнямёйнен: «Ждать, искать меня здесь будут...».
calend.ru

slon
28/02/2010 - 23:25
# 1

Статуя Вяйнемёйнена — героя эпоса Калевала в выборгском парке Монрепо. Установлена в 1873г.
Старые фото из коллекции сайта terijoki.spb.ru
1890г.

1920г.

Современная скульптура, воссозданная в 2007г. Фото из слоновой колекции.


----------------------------------------------

Moet nie sterwe nie adelijk vir 'n regte oorsaak - lewe nederig vir dit (Не надо умирать за благородное дело – надо просто и скромно жить во имя него)

tildr
31/03/2010 - 15:13
# 2

Ну не совсем народный эпос, а созданный Леннротом цикл песен, использующий переработанную народную поэзию финнов и карелов.

slon
31/03/2010 - 17:28
# 3

tildr
созданный Леннротом цикл песен

Скорее собраный и записаный.
"Язык моего народа существовал всегда, своей заслугой я считаю лишь перенесение его на бумагу", - написал в предисловии к первому финскому изданию Нового завета 1548г.создатель финской письменности Микаэль Агрикола

----------------------------------------------

Moet nie sterwe nie adelijk vir 'n regte oorsaak - lewe nederig vir dit (Не надо умирать за благородное дело – надо просто и скромно жить во имя него)

tildr
01/04/2010 - 04:59
# 4

Почувствую себя русским Леннротом:

Добрынюшка‑тот матушке говаривал,
Да Никитинич‑от матушке наказывал:
«Ты, свет, государыня да родна матушка,
Дорогая моя мама,
Честна вдова Отрада Перуновна!
Сделайся лебедушкой,
Ты зачем меня, Добрынюшку, несчастного спородила?
Прилети и покричи
Породила, государыня бы родна матушка,
Над моей головушкой.
Моя молодость прошла,
Ты бы беленьким горючим меня камешком,
Прошла и прокатилася,
Завернула, государыня да родна матушка,
По воде, как белый лебедь.
В тонкольняный было белый во рукавчичек,
Проплыла и скрылася.
Да вздынула, государыня да родна матушка,
Перестал курить и пить,
Ты на высоку на гору сорочинскую
Думал: легче будет жить.
И спустила, государыня да родна матушка,
Эдак делал, так пытал,
Меня в Черное бы море, во турецкое, ‑
Так и эдак голодал.
Я бы век бы там, Добрыня, во мори лежал,
Я отныне бы лежал да я бы до веку,
Я не ездил бы, Добрыня, по чисту полю».

Отвечала-от Отрада Перуновна Добрыне,
Свет Добрыне, свет Никитичу:
«Я хочу найти сама себя,
Я хочу разобраться, в чём дело.
Помоги мне, помоги мне.
Я хочу, чтоб моя душа тоже пела.
Я хочу найти сама себя,
Я хочу разобраться, в чём дело.
Помоги мне, помоги мне.
Я хочу, чтоб моя душа тоже пела.»

Кажется, выходит «великий русский эпос», как Вам? Wink

slon
01/04/2010 - 05:16
# 5

tildr
Кажется, выходит «великий русский эпос», как Вам?

Why not? Всякое устное народное творчество ждёт переноса на бумагу. И кстати передаваясь из поколения в поколение в устном виде оно тоже обрастает дополнениями.

----------------------------------------------

Moet nie sterwe nie adelijk vir 'n regte oorsaak - lewe nederig vir dit (Не надо умирать за благородное дело – надо просто и скромно жить во имя него)

slon
01/04/2010 - 21:43
# 6

Откопалось изображение первой статуи Вяйнемёйнена украшавшей Монрепо в 1831-1871гг. Автор - датский скульптор Готхельф Боруп (Gotthelf Borup). (источники isl.livejournal.com и terijoki.spb.ru)

----------------------------------------------

Moet nie sterwe nie adelijk vir 'n regte oorsaak - lewe nederig vir dit (Не надо умирать за благородное дело – надо просто и скромно жить во имя него)

tildr
07/04/2010 - 05:41
# 7

Имел ввиду, что если бы герои, созданный Леннротом были у сказителей изначально — тогда другое дело, а тут случай, когда героев изначально было больше..

slon
07/04/2010 - 06:10
# 8

tildr
а тут случай, когда героев изначально было больше..

Одному собирателю трудно было охватить всё.

----------------------------------------------

Moet nie sterwe nie adelijk vir 'n regte oorsaak - lewe nederig vir dit (Не надо умирать за благородное дело – надо просто и скромно жить во имя него)

Наверх